Navicon: спрос на решения для управления мастер-данными увеличился минимум на 20%
Аналитики Navicon оценили российский рынок решений для построения дата-центричного ландшафта. По данным системного интегратора и разработчика, спрос на решения для управления мастер-данными и НСИ в 2023 году увеличился на 20%. Среди основных трендов — использование MDM как центрального звена data-центричного ИТ-ландшафта в компаниях, переход на low и no-code платформы, которые можно настраивать без сложного программирования, а также интеграции с внешними источниками данных.
В 2023 году рынок решений для управления мастер-данными и НСИ в России начал стремительно расти. Компаниям в текущих условиях необходимо быстро принимать взвешенные решения на основе актуальных данных о бизнесе, клиентах, поставщиках, партнерах и рынке. Для этого они строят data-центричный ИТ-ландшафт. Основой для него становятся MDM-системы, которые позволяют консолидировать информацию из всех доступных бизнесу источников, очищать и унифицировать ее. Исключаются ошибки и дублирования, растет скорость и точность анализа данных — а значит, и качество принимаемых решений.
«Еще несколько лет назад такие системы были востребованы только среди крупнейших компаний, которые работали с огромными массивами разнородных данных: ретейла, FMCG-сегмента, фармацевтических предприятий. Ситуация начала меняться в 2020 году, когда резко повысился уровень автоматизации российского бизнеса. Многие бизнес-заказчики столкнулись с большими потоками “грязных” данных — с дублями, ошибками, разным написанием одних и тех же названий и дат. Этот хаос не позволял достичь высокого уровня прозрачности в бизнесе. Поэтому инструментами нормализации и унификации данных заинтересовались компании совершенно разных уровней», — комментирует Мария Аверина, партнер по управлению департаментом бизнес-аналитики Navicon.
В прошлом году бизнес только начал привыкать к работе в новых условиях — многие руководители находились в режиме ожидания и не спешили стартовать новые ИТ-проекты. Но в 2023 году ситуация на рынке начала постепенно стабилизироваться, а руководители осознали: для того, чтобы в любых условиях сохранять данные и продолжать извлекать из них пользу, необходимо выстроить дата-центричную архитектуру в компании. Поэтому перешли от планирования MDM-инициатив к их реализации. Сегодня MDM-системы — это одно из центральных звеньев архитектуры data-driven, наравне с ESB-шиной и корпоративным хранилищем данных.
С уходом иностранных ИТ-игроков из России колоссальным спросом стали пользоваться импортонезависимые MDM-платформы, в частности, реализованные по принципу low и no-code. Для развертывания таких бизнес-приложений не нужно сложное программирование. Их можно быстро внедрить и адаптировать к условиям меняющегося рынка. Среди наиболее заметных импортонезависимых решений, которые развиваются по такой дорожной карте, — платформы «Гармония MDM», Unidata, Omnidata.MDM, а также продукты от «1С» и SDI-Solution.
В 2023 году также изменились требования заказчиков к функциональным возможностям MDM-систем. Рынок развернулся в сторону self-service-решений, которые позволяют сотрудникам с любым уровнем технических навыков запускать и настраивать бизнес-процессы. Такой подход обеспечивает легкость миграции на новую систему, а также позволяет снять ряд задач с и так перегруженных ИТ-отделов.
Еще один тренд — наличие в MDM расширенных возможностей интеграции с различными внешними источниками и выход за рамки корпоративной среды. Так, стали популярны готовые коннекторы к востребованным внешним справочникам, например, ЕГРЮЛ, ФИАС, НРД, ЕФРСБ и др.
Наконец, в 2023 году разработчики MDM-решений начали смещать фокус с внедрения on premise продуктов к модели SaaS с возможностью помесячной подписки. По мнению аналитиков, такой подход к реализации ПО отвечает потребностям бизнеса в условиях экономической нестабильности. Горизонт планирования значительно сузился, поэтому компаниям выгоднее ежемесячно переводить фиксированные платежи за сервис. При этом поддержка, сопровождение систем и обеспечение их безопасности остаются на стороне поставщика — бизнесу не нужно дополнительно нагружать собственный штат специалистов.
«Все больше компаний, особенно enterprise-сегмента, переходит к принятию управленческих решений на основе data-driven. Это длительный и сложный процесс, однако он может принести бизнесу осязаемый экономический эффект. Главные выгоды, который может получить бизнес, — сокращение прямых затрат на запуск и поддержку ПО, а также возможность принимать решения на основе достоверных данных. Мы ожидаем, что в 2023 году спрос на MDM-продукты вырастет минимум на 20%, и в 2024 году динамика продолжится», — продолжает Мария Аверина.
О компании Navicon
Navicon входит в топ-10 российских игроков в области BI, CRM, ERP. Компания выступает бизнес-партнером заказчика и помогает комплексно решать задачи его бизнеса. Navicon оказывает услуги по комплексной автоматизации предприятий и внедрению бизнес-решений на базе самых современных технологий. Navicon ежегодно становится призером конкурса «Проект года» профессионального сообщества Global CIO.