Беспилотные автомобили не должны оставаться без контроля со стороны человека
Беспилотные автомобили уже довольно давно испытываются по всему миру. Правда, до недавнего времени за рулем, как правило, для подстраховки находился человек, готовый в любой момент взять на себя управление. Однако недавно беспилотники «Яндекса» успешно проехали по улицам Лас-Вегаса в общей сложности 7 тыс. км в полностью автономном режиме, без водителя в салоне. При этом они совершали сложные повороты со встречным разъездом, проезжали пешеходные переходы, двигались по многополосным участкам дорог.
«Разумеется, с точки зрения технологий можно ожидать массового распространения беспилотников на дорогах уже через пять-семь лет, – отмечает руководитель отдела разработки ПО «СКАУТ-Корпоративные решения» Владимир Шадчнев. – Однако, даже если по статистике такие авто будут намного безопаснее традиционных машин, избежать аварий с их участием полностью будет сложно. Ведь и самые совершенные системы могут давать сбои, и отреагировать на действия других участников дорожного движения получается не всегда. И здесь мы сталкиваемся с проблемой не только технологического, но и морально-этического характера. Проще говоря, кто будет в ответе за ошибку беспилотника, ставшую причиной аварии?».
На сегодняшний день автономные транспортные средства уже «отметились» в ряде происшествий по всему миру, причем некоторые из них закончились печально. Так, в марте 2018 в городе Темпе (США, штат Аризона) беспилотник Uber сбил 49-летнюю женщину, которая в итоге скончалась в больнице от полученных травм. Еще одна серьезная авария произошла годом ранее в том же городе Темпе и, опять-таки, с участием самоуправляемого авто Uber, врезавшегося в другую машину и опрокинувшегося на бок. К счастью, тогда обошлось без жертв. Также в разных странах зафиксированы случаи нарушения беспилотнитниками ПДД, проезда на красный сигнал светофора, превышения скоростных лимитов.
Как убеждены многие эксперты, в целях безопасности необходимо выработать эффективные инструменты контроля за работой беспилотников, и в этом деле помогут телематические решения, применяемые в том числе в корпоративных автопарках.
«Например, на базе телематических систем создаются специализированные ситуационные центры, которые позволяют удаленно реагировать на различные нештатные ситуации, – рассказывает Владимир Шадчнев. – В ПО настраиваются соответствующие уведомления, сообщающие о превышениях скорости, авариях, слишком резких торможениях, ускорениях и других отклонениях. Получив такое сообщение, диспетчер центра быстро принимает необходимые меры: вызывает скорую, техпомощь или другие экстренные службы, связывается с водителем, чтобы призвать его соблюдать скоростной режим. Подобные решения могут быть модернизированы в целях контроля беспилотников. На первом этапе будет необходимо обеспечить человеку возможность вмешаться в процесс, даже если за рулем никого нет. Конечно, потребуются определенные доработки и расширение функционала систем. Не исключено, что в перспективе диспетчеры смогут, скажем, удаленно затормозить автомобиль или снизить скорость передвижения. Создание таких центров, скорее всего, станет важным шагом к принятию нами нового будущего, в котором мы сможем перейти к полностью автономному транспорту».