Рынок производственного персонала: зарплаты, тонкости найма и уровень конкуренции
По данным РСПП, производственный сектор испытывает наибольший дефицит кадров в начале 2023 года: 70% персонала не хватает в пищевой промышленности, 35% в машиностроении и 25% в пищевом производстве.
Александра Наумова, руководитель направления аутсорсинг процесса рекрутмента (RPO) и HR-консалтинга, провела блиц-опрос слушателей вебинара на тему: планируют ли их компании подбор специалистов в 2023 году и на каком уровне.
60% ответили, что подборы планируются на уровне 2022 года и замены ушедших сотрудников. 40% сказали, что подбор планируется в масштабах значительно больших, чем в 2022 году, так как на производстве будет рост. Не планируют никого нанимать 0% слушателей.
Ольга Копылова, руководитель направления подбора «Инженерные ресурсы и HR-консалтинг» поделилась данными Росстата, в каких индустриях в 2022 году был наибольший и наименьший спрос на персонал. В топе лидеров оказались индустрии производства лекарств, товаров народного потребления, сырьевые компании, а самые большие потери понес автопром.
От потребностей компаний перешли к рынку кандидатов. Из статистики работных сайтов и собственных данных HR-холдинг Ventra отмечает тренд на снижение динамики резюме по наиболее востребованным вакансиям. Рынок остаётся кандидатским — компании продолжают борьбу за таланты.
Многие компании при этом сообщают, что у них обрушился “внешний кадровый резерв” — некий пул кандидатов, которых можно было бы привлечь на замены ушедших сотрудников.
Ольга Копылова представила таблицу уровня заработных плат по регионам.
Был проведен блиц-опрос слушателей: что изменилось в зарплатных ожиданиях кандидатов. 95% опрошенных сообщили, что ожидания кандидатов по уровню компенсации выросли, 5% ответили, что ожидания кандидатов по зарплате остались без изменений.
Ольга Копылова рассказала об особенностях найма производственного персонала в наступившем году. Вот наиболее яркие парадоксы:
1. Сегодня мы видим на рынке много российских работодателей, которые не приветствуют удаленную занятость. Между тем востребованные кандидаты с опытом работы в международных компаниях привыкли к возможности дистанционной работы несколько раз в неделю.
2. Некоторые работодатели меняют предложение по зарплате на финальной стадии в сторону понижения. Но востребованные кандидаты настроены на увеличение своего дохода и могут отказаться от выхода на работу в последний момент.
3. Сегодня многие востребованные специалисты находятся не там, где они нужны. Работодателям приходится перевозить нужных им кандидатов из других регионов. И здесь важную роль в принятии решений может иметь семья будущего сотрудника. В частности, можно ли будет супругу(е) получить работу на новом месте.
4. Ну и, наконец, парадокс желаемого и имеющегося портрета кандидата: кого ждут работодатели? Людей с профильным образованием и большим опытом, но до 45 лет, со знанием языков, граждан РФ, готовых к релокации, гибких и стрессоустойчивых.
А кто ищет работу? Люди не всегда с профильным опытом работы, очень часто от 45 до 65 лет, редко со знанием языка, не только граждане РФ и не очень готовые к переезду в другой регион РФ.
Чтобы преодолеть все эти парадоксы, компании как раз и обращаются в агентства.
А чем может агенство помочь работодателям? И здесь провели опрос.
50% участников ответили, что агентства не могут помочь им ничем в решении их сложных задач, 25% используют агентства в качестве недорогих провайдеров услуг по подбору персонала и только 25% ответили, что агентства выступают их стратегическими партнерами по работе с персоналом.
В заключение выступила Валентина Черных, руководитель практики подбора компании СИБУР, автор канала HRme.
Она поделилась наблюдениями, как изменились предпочтения кандидатов и работа HR-команд за последнее время.
“Мы наблюдаем, что кандидаты в первую очередь выделяют крайние уровни пирамиды Маслоу. С одной стороны, людям как никогда важна оплата труда и безопасность. Безопасность — это стабильность работодателя, его устойчивость к изменениям, гарантии и поддержка, связанные с мобилизацией, гибкость форматов занятости.
А с другой стороны — многие стали больше говорить о ценностях и смыслах, в том числе при выборе работы.
Выигрывают работодатели, которые могут обеспечить эти два полюса и гибко перестроить процессы и коммуникации под новые реалии. Особенно для дефицитных аудиторий. Приведу пример: ещё с начала пандемии многие студенты были лишены возможности проходить очные практики и стажировки на производстве. А это ключевая аудитория для компании. Поэтому для нее в СИБУРе появился новый проект Pump. Это онлайн-платформа для инженеров и химиков с возможностью решать практические задачи компании, подтянуть знания по спецпредметам. По сути, это практика в дистанционном формате, после которой можно претендовать на работу в компании”.